“Тахотранс” - сертифицированная мастерская, с 2011 года работающая в Северо-Западном федеральном округе.
Адреса наших сервисных центров в Санкт-Петербурге:

Что такое тахограф и нужен ли он владельцу транспортной компании?

Безопасность движения на дороге - это одна из главных проблем, с которыми сталкиваются владельцы частных транспортных организаций. Аварийность приводит не только к материальным убыткам (расходы на ремонт поврежденного транспорта, покупка новых автомобилей и т.д.), но еще и к травматизму или даже гибели людей. Именно для того, чтобы избежать подобных неприятностей, владельцы транспортных компаний, специализирующихся на грузовых и пассажирских перевозках, оснащают автомобили и автобусы из своего автопарка специальными устройствами - тахографами.

КАК РАБОТАЕТ ТАХОГРАФ?

Тахограф - это специальный измерительный прибор, который в автоматическом режиме регистрирует и сохраняет информацию о скорости движения автомобиля (средней и максимальной), его пробеге, длительности простоя и езды. Данные, которые непрерывно фиксируются тахографом в процессе его работы, сохраняются на специальный дисковидный носитель. В отличие от любых других носителей информации, такой диск надежно защищен от изменения и удаления данных. Следовательно, любые попытки водителей "обмануть" прибор будут безуспешными. Более того, конструкция тахографа такова, что во время проверки или диагностики подготовленный специалист может без особых проблем выявить следы попыток взлома. В нее входят такие элементы:

  • установочная табличка;
  • пломбы одометра, часов и переключателя констант;
  • регулятор максимальной скорости;
  • регулятор часового механизма;
  • табличка константы устройства;
  • табличка завода-изготовителя.

Таким образом, тахограф - это, по сути, "черный ящик" транспортного средства. С него невозможно удалить информацию без специального оборудования, которым имеют право пользоваться только сотрудники мастерских по ремонту и сервисному обслуживанию тахографов. Даже в том случае, если водитель попадет в тяжелую аварию и прибор разобьется, информацию с тахографного диска можно довольно легко восстановить и в дальнейшем использовать для выяснения обстоятельств аварии.

КАКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАХОГРАФОВ?

Во многих странах, в то числе - в России (с 2012 года), применение тахографов в автомобилях, принадлежащих коммерческим транспортным компаниям, является обязательным. Как показывает практика, это дало возможность снизить аварийность на дорогах почти на 25 %. Дело в том, что водители, управляющие транспортом, на котором установлен тахограф, попадают под административную или даже уголовную ответственность за несоблюдение скоростного режима езды, пренебрежением установленным графиком отдыха и работы, и пр.
Помимо этого, тахограф позволяет владельцу транспортной компании легко решить такие проблемы:

  • Лишние расходы на топливо. Тахограф с высокой точностью (до 0.01-1 км, в зависимости от модели прибора) регистрирует суммарный пробег автомобиля, а также расстояние, пройденное за время выполнения одного рабочего рейса. Проанализировав эти данные, владелец транспортной компании может сразу выявить любые нарушения водителей, связанные с отклонением от маршрута поездки и предпринять соответствующие меры (штрафные санкции, выговор, компенсация лишних затрат на бензин или, если это повторяется регулярно, - увольнение).
  • Повышение безопасности движения. Водитель, который не хочет потерять свою работу или часть зарплаты, вряд ли станет превышать скорость, зная, что его машина оборудована тахографом. Этот прибор регистрирует среднюю и максимальную скорость движения, и дает возможность владельцу транспортной компании своевременно выявлять нарушения скоростного режима езды и пресекать дальнейшее их повторение. Кроме того, большинство моделей тахографов даже регистрируют случаи выезда машины на полосу встречного движения - такая информация оказывается весьма ценной в случаях, когда необходимо определить виновника ДТП.
  • Предотвращение проблем с проверяющими органами государственной власти. Начиная с 2012 года, во всех российских транспортных организациях автомобили должны оснащаться тахографами. Несоблюдение этого требования чревато тем, что в один день компанию могут посетить представители проверяющих органов, которые имеют полное право выписать ее владельцу солидный денежный штраф за нарушение законодательства.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ТАХОГРАФОВ

тахограф

Для того чтобы избежать возможных проблем, владелец коммерческой транспортной компании должен соблюдать такие требования к использованию тахографов:

  1. Тахографное оборудование должно периодически (не реже 1 раза в 2 года) проходить обязательную проверку. На его корпусе при этом должны присутствовать все пломбы, а также оттиск клейма.
  2. Нельзя использовать тахографы, которые не имеют действующих отметок о дате последней проверки, информации об автомобиле, а также штампа авторизованного СТО, в котором проводилась его настройка, проверка или диагностика.
  3. Отметку о выполненной проверке тахографа нужно наклеивать на внутреннюю часть его корпуса. При этом она должна быть видна при открытой крышке или в проеме двери со стороны водительского кресла.
  4. При каждой смене резины необходимо проводить внеплановую проверку тахографа, независимо от того, проводилась ли перед этим плановая.
  5. На установочной табличке обязательно должны быть заполнены такие поля:

Установочная табличка тахографа

  • Datum - дата установки или последней проверки;
  • L - длина окружности колеса (в мм);
  • W - константа автомобиля;
  • Fr-I-No - уникальный номер шасси транспортного средства;
  • App No - уникальный заводской номер тахографа.
  1. Установленный в машине тахограф обязательно должен быть опломбирован. В частности, пломбы должны быть нанесены на такие его элементы:
  • установочные и дополнительные таблички (пломбируются специальной прозрачной пленкой);
  • все электрические элементы, соединяющие тахограф и датчики;
  • крышка и подвижные (съемные) детали корпуса.

Соблюдая эти правила, владелец транспортной компании сможет избежать проблем с расчетом заработной платы водителей, их безопасностью и продуктивностью работы.