“Тахотранс” - сертифицированная мастерская, с 2011 года работающая в Северо-Западном федеральном округе.
Адреса наших сервисных центров в Санкт-Петербурге:

История тахографов в России: от путевых записей до цифровых приборов

Практически сразу после появления автомобилей стали очевидными их преимущества в пассажиро- и грузоперевозках перед привычными на то время видами транспорта: водным и гужевым. Однако из-за растущей конкуренции стремительно росла и проблема аварийности. Причем, чем больше было автомобилей, тем больше было аварий и жертв дорожных происшествий. 

Решение проблемы требовало комплексного подхода. Необходимо было не только повысить ответственность водителей, как участников дорожного движения, но и установить четкие требования, определить методы и порядок контроля, включая использование специальных, технических средств контроля. Поэтому неудивительно, что начиная с 1912 года, появились и продолжают совершенствоваться методы и приборы, которые призваны контролировать работу не только транспортного средства, но и режимы труда водителей. Одним из таких приборов стал тахограф, история появления  которого в России напрямую была связана с историей Европейского автомобильного законодательства.

Классический тахограф представляет собой оборудование, которое устанавливают на транспортные средства для автоматической или полуавтоматической регистрации данных о движении данного транспортного средства или периодах работы водителей. Это контрольное устройство обеспечивает реальное повышение безопасности дорожного движения через соблюдение предписанных режимов труда и отдыха. Благодаря использованию тахографов увеличивается ресурс всех систем транспортного средства, и уменьшаются расходы на его эксплуатацию. Более того, современные тахографы играют немаловажное значение в обеспечении социальной и правовой защиты водителей.

Первые прототипы тахографов появились в Европе еще в конце XIX- начале XX веков. Главным заказчиком приборов, регистрирующих скорость, время и проходимый маршрут, выступили железнодорожные компании, которые желали предотвратить опоздания локомотивов и повсеместную подделку документов. Однако первые модели контрольного оборудования так и остались незащищенными перед мошенническими действиями недобросовестных водителей. Им на смену пришли усовершенствованные, унифицированные модификации самописцев, которые можно было устанавливать и на автомобили. Они стали известны как «аналоговые тахографы». Но, не смотря на кажущуюся «полезность» прибора, компании-перевозчики и владельцы транспортных средств не спешили их устанавливать.

Переломным моментом в истории внедрения контрольных приборов на автомобильном транспорте стал 1968 год, в котором Европейским Союзом была введена обязательная запись действий водителей из-за соображений дорожной безопасности. Запись производилась в обычной книге, в которой водитель должен был каждый рабочий день отмечать свои действия. Недостатки этого метода вполне очевидны. Вне поля зрения остается продолжительность работы за определенный промежуток времени, продолжительность межсменного отдыха, прочие параметры, затрудняющие определение физического состояния водителя, и, конечно же, точность и правдивость данных.

В целях борьбы с фальсификациями в 1970-х годах были разработаны Европейские правила использования средств контроля для автомобильного транспорта. В документе, подготовленном в рамках КВТ ЕЭК ООН, отражался порядок установленных перерывов и времени отдыха водителей, а также определена ежедневная продолжительность управления транспортным средством, задействованном в международных перевозках. Таким образом, Европейское соглашение обязало экипажи, производящие международные перевозки, использовать автоматические средства контроля.

Подписавшие соглашение ЕСТР все страны-участницы должны были осуществлять контроль над соблюдением правил экипажами, задействованными в международных перевозках, через установку на транспортных средствах тахографов. В их числе был и Советский Союз. Однако на практике российские водители из-за недостатка технических возможностей первоначально использовали не приборы, а обычные контрольные книжки, в которые вносили время выезда по заданному маршруту. Лишь годами позже водители-международники получили опыт работы с электромеханическими тахографами, которые в простонародье стали называть «таха», а встроенный диаграммный диск – «шайба».

В 1985 году прошло еще одно изменение странами Евросоюза Правил дорожного движения, направленных на гармонизацию условий конкуренции в секторе международных перевозок. Вышедшая в 1988 году Директива Европейского Союза оговаривала использование и технические условия средств контроля не только для автомобилей, но и для помещений компаний-перевозчиков. Это послужило отправной точкой, позволившей и России, подтвердившей в 1992 году свое членство в ЕСТР, приблизиться к европейскому стандарту в вопросах контроля работы водителей и повышения уровня безопасности на дорогах.

Еще через семь лет, в 1995 году Евросоюз закрепил обязательное распространение тахографов международным договором, в согласии с которым все необорудованные тахографами транспортные средства, владельцы которых не являлись членами ЕСТР, не допускались на территорию Европейского Союза. Поэтому в 1996 году Россия, не желавшая терять внешнеэкономические связи, подписанием Постановления о повышении безопасности международных перевозок законодательно закрепила применение тахографов на автомобилях, выполняющих международные перевозки. А в 1998 году были утверждены Правила использования тахографов на автобусах пассажировместимостью более 20 человек, а также на выпущенных с января 1998 года автомобилях массой свыше 15 тонн.

Активное внедрение тахографов на территории РФ началось с июня 2006 года, после подписания 5 поправки к ЕСТР. С этого момента стартовал четырехлетний период перехода к использованию тахографов странами, не являвшихся членами ЕС, в том числе и России. Хотя применение тахографов было обязательным с 1995 года, Правительством России в 2010 году было подготовлено и ратифицировано Постановление об обязательном оснащении цифровыми тахографами транспортных средств свыше 3.5 тонн (включая вес прицепа, полуприцепа), автобусов пассажировместимостью более 8 человек. Кроме того, до апреля 2010 года водители, мастерские, контролеры, предприятия, задействованные в международных перевозках, должны быть обеспечены карточками памяти, соответствующими нормам ЕСТР.

На сегодняшний день разработано и осуществляется внедрение третьего поколения тахографов, установкой которых по всей России занимается более 850 мастерских (по состоянию на 17.11.2014). Главное отличие этой генерации – поддержка «правила одной минуты», поддержка второго источника сигнала и возможность подключения дополнительных модулей. И хотя обязательное оснащение тахографами до сих пор вызывает немало споров, как среди водителей, так и среди чиновников, опыт европейских стран и России ясно свидетельствует об эффективности внедрения тахографов. Смертность от несчастных случаев из-за ДТП в Европе снизилась на 55%, а количество самих ДТП – на 22%.

Поэтому следующей целью российского законодательства станет оснащение цифровыми тахографами последнего поколения к 2015 году всех коммерческих транспортных средств. Планируется, что в следующем году объем рынка цифровых тахографов приблизится к 3 000 000. И возможно, благодаря именно этой практике количество ДТП с участием коммерческого транспорта заметно снизиться, доставка грузов будет более выгодной и оперативной, а интересы водителей будут соблюдаться на том же уровне, что и интересы заказчиков.

 

Источник: rnsinfo.ru